Посвящается нашим дочерям Полине и Марии.
Бедная девушка - героиня сказок и народных песен. Она может быть любого возраста, принадлежать к любой этнической или социальной группе. Это и Василиса Премудрая и Сестрица Аленушка, это и Золушка, и Принцесса на горошине, андерсоновская Герда и достоевская Грушенька. Она была, есть и будет у всех народов и во все времена. Неизменным у Бедной девушки остается только принадлежность к женскому полу. Родословная Бедной девушки уходит корнями в старинный апокриф:
У Адама было тридцать сыновей и одна дочка. А больше, как вам, известно, никакого народу на земле не было. Когда пришла пора женить сыновей, Адам растерялся. Одну девицу на тридцать мужиков не разведешь, то есть можно, конечно, но она быстро износится и зачахнет. Сидит Адам на крылечке, печалится, не знает, как быть. Тут Господь Бог, который в ту пору еще не совсем утратил привычку иногда разговаривать с человеками, спускается к нему с неба и говорит:
- Не тужи, Адам, горе твое - не горе, беда - не беда, я тебя научу, что делать. Пойди в лес и приведи оттуда двадцать девять разных тварей, потом накрой их всех большими корзинами, а под тридцатую корзину посади свою дочь. И пусть твои сыновья подойдут, поднимут корзины, вот и будет каждому по жене.
Адам конечно удивился и даже слегка расстроился, что основную массу сыновей придется женить на представителях животного мира. Особенно его огорчило то, что животные должны быть разные. Если бы можно было посадить под все двадцать девять корзин по овечке, оно было бы и ничего, сыновьям Адама, типичным представителям средиземноморского пастушеского племени - это было бы дело привычное, но нет - Господь Бог ясно сказал - разных тварей, и перечить ему было никак нельзя.
… Ладно, чего уж там, я тогда еще и птиц прихвачу, хуже не будет - подумал Адам и пошел выполнять приказание, умело замаскированное под дружеский совет.
- Ну, да, конечно, чужих-то сыновей каждый может куда ни попадя
подкладывать, своего-то небось на настоящей бабе женил… - бормотал Адам себе под нос, на что Господь, который, как известно, все видит и слышит, не выдержал и крикнул ему прямо с небес:
- Да уж, своего-то я сдуру женил на настоящей! Так удачно женил, что он вместо того, чтобы по райскому саду прогуливаться, с ангелами на лютне играть, фиги-финики кушать, теперь вот в поте лица своего овец пасет, на мамонтов охотится и опять же хлеб добывает. Вот они, настоящие-то, до чего доводят!
Делать нечсго, привел Адам из леса:
1. Волчицу
2. Медведицу
3. Львицу
4. Пантеру
5. Тигрицу
6. Газель
7. Антилопу
8. Олениху
9. Слониху
10. Бегемотиху
11. Обезьяну
12. Корову
13. Козу
14. Овцу
15. Лошадь
16. Собаку
17. Кошку
18. Курицу
19. Гусыню
20. Павлиниху
21. Голубку
22. Перепелочку
23. Страусиху
24. Акулу
25. Золотую рыбку
26. Змею
27. Лягушку
28. Жар-птицу
29. И самку животного Лямур.
Посадил их под двадцать девять корзин, как было велено. А под тридцатую корзину залезла его единственная дочка.
Сыновьям он не стал ничего говорить, зачем их заранее расстраивать, просто крикнул:
- Ребята, все во двор, жениться!
Вышли сыновья, видят корзины. Говорят папаше по древнееврейски:
- Батя, это чего у тебя тут?
- Чего-чего… Невесты, вот чего!
Удивились адамовы сыновья.
- Да где ж ты, батя, столько девок-то нарыл? Мы ж вроде Первые люди на земле. Прародители и вообще…
Адам не стал им объяснять, что заместо девок жениться черт-те на ком придется, а велел молча подходить к корзинам, так, чтобы на каждого сына по одной корзине пришлось. Адам - первый человек, был еще немного похож на своего отца - Господа Бога и умел любить всех своих сыновей одинаково, не было у него специального сына-любимчика, которому он бы хотел помочь выбрать корзину, под которой сидела настоящая девушка. Корзины были одинаковые, братья разбрелись. Каждый стал перед корзиной, и отец дал команду:
- Подымай!
Они подняли крышки… и, конечно, Господь Бог опять сделал чудо - под каждой корзиной оказалась девушка!
Девушки были разными: например, Девушка-Слониха вышла толстая, носатая и с маленькими глазками, но зато она впоследствии оказалась отличной кулинаркой, да и ума ей было не занимать. Девушка-Пантера, наоборот, отличалась нечеловеческой красотой и гибкостью, у Девушки Жар-птицы были огненно-рыжие волосы, а Девушка-самка животного Лямур сверкала огромными голубыми глазами, и вообще в ней уже проглядывало что-то французское.
Вообщем, все сыновья обрадовались и скорей побежали играть общую Большую свадьбу. Они пили красное вино, а ничего другого в ту пору еще не было, ни русских с медовухой и водкой, ни немцев с пивом и шнапсом, ни англичан с можжевеловым джином, ни французов с коньяком и шампанским, ни китайцев с ханжой, ни мексиканцев с текилой, ни грузинов с чачей - еще не было. И даже армян не было, хотя в это почти невозможно поверить!
Были только Адам и Сыновья, новорожденные невесты и сладкое густое вино, типа церковного кагора. Выпили вина, спели известную свадебную песню "Ломир алэ, анейнэм анейнэм, тринкене глэселе вайн", текст которой теперь, в пору глобального знания английского, больше не нуждается в переводе, потому что теперь каждый понимает: "тринкене глэселе вайн" - это переделанное "дринк глас оф вайн" - по-нашему будет "выпьем стаканчик винца!". А "ломир алэ, анейнэм анейнэм" - это уж совсем просто, это значит "давайте все вместе".
Так они и поступили - выпили по стаканчику и немножко все вместе друг другу дали. В этом основная Свадьба и заключалась: которая девушка кому досталась в невесты, тому ей и положено было дать некоторое количество любви и ласки. После этого она сразу уже называлась Жена. Настоящая девушка - она тоже кому-то досталась. Какому-то случайному сыну. Может Каину, может Авелю, дело прошлое, кто теперь разберет.
После этой Свадьбы на земле и пошел весь род людской. Размножились и расселились по всей земле потомки Женщины-Козы, Женщины-Курицы, Женщины-Кошки, Женщины-Обезьяны... Но и настоящая дочь Евы тоже нарожала немало детей, и ее род тоже впоследствии распространился по всему свету.
От нее-то и пошли все, кто достоин носить высокое звание Бедной Девушки.
Бедная девушка несет в себе память праматери Евы о райском саде и
счастливой праздности, о легкой жизни и уверенности в завтрашнем дне, о дивных благах, которые она променяла на сомнительное и зыбкое существование вот тут, рядом с практически малознакомым Человеком. Да, вряд ли она успела в той, небесной жизни узнать его как следует. Но полюбить - успела, и вот результат: голая земля, сырая пещера, растерявшийся мужик:
- Ну и чего ты добилась этим яблоком? Да нет, это было конечно хорошо, но там все-таки рай, романтика, трава мягкая, птицы поют, ангелы пролетают. А теперь мы чего делать-то будем? Холод собачий… тут и лечь-то некуда.
Еве ничего не оставалось, как по крайней мере сделать вид, что все, что с ними случилось - это не случайная потачка змею-искусителю, а продуманный и ответственный ее выбор.
- Не скули. Счас затопим. Добудем огонь трением и затопим. А ты бы пошел пока - мамонта завалил бы, вот и будет на что лечь…
И он, как вам хорошо известно, пошел. И завалил.
Вот она, память Евы - нестерпимая любовь к этой дурацкой, до сих пор неустроенной планете под названием Земля. Нестерпимая любовь к этому непредсказуемому, до сих пор растерянному существу под названием Человек. Мудрость и оптимизм. Вера в собственные силы, бесконечное Созидание и умение его вдохновить на Созидание и научить верить в собственные силы. Вечная мечта когда-нибудь, несмотря ни на что - все вот тут устроить.
Бедная девушка - это всегда - да.
Бедная девушка - это всегда - дать.
Накормить, напоить собою - мужчину, ребенка, землю.
Добывать огонь трением. Огонь тела, огонь души. Трением - тела о тело, души о душу.
Бедная девушка - мать, жена, монахиня, проститутка.
Бедная девушка - мать Тереза и Эдит Пиаф.
Бедная девушка - сестра милосердия Всея Земли.
……………………………………………………………………………………………………
БОГОРОДИЦА - Бедная девушка.
ЭТО - МАНИФЕСТ.
ЕСЛИ ВЫ С НИМ СОГЛАСНЫ - ПУСТИТЕ ЕГО ДАЛЬШЕ ПО СЕТИ. У МЕНЯ НЕТ СВОЕГО САЙТА И НЕ БУДЕТ - Я ПРОСТО РЕШИЛА ЭТОТ ТЕКСТ КИНУТЬ В СЕТЬ, А ТО МЕНЯ ВСЕ СПРАШИВАЮТ - ЧТО ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧИТ.
Юлия Беломлинская