Из интервью с Ф. Шаляпиным:
- Что для Вас было самым трудным, когда Вы учились петь?
- Оплата уроков...
Знаменитая итальянская певица Катарина Габриэлли запросила у Екатерины II пять тысяч дукатов за два месяца выступлений в Санкт-Петербурге.
- Я своим фельдмаршалам плачу меньше! - возмутилась императрица.
- Отлично, Ваше Императорское Величество, - отпарировала Габриэлли - пусть ваши фельдмаршалы вам и поют.
Императрица уплатила требуемую сумму.
Из беседы с Робертом Шоу:
- Какая разница между хорошим хормейстером и плохим?
- Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а плохой - голову в партитуре.
- Нет ничего проще, - говаривал Массне, закручивая ус - чем давать уроки игры на фортепиано. Достаточно знать три предложения: "Здравствуйте, мадемуазель... Немного медленнее, мадемуазель... Засвидетельствуйте мок почтение вашей бабушке..."
Во время гастролей в Москве в Большом Театре Герберт фон Караян, желая придать звуку трубы возможно большую отдаленность, посадил первого трубача на галерку. Однако в нужный момент вместо звонкого сигнала с галерки раздался неприличный отрывистый звук.
Дирижер не растерялся и подал знак второму трубачу в оркестре, который и сыграл требуемый сигнал. В антракте был скандал:
- Что вы наделали! Вы чуть не сорвали мне всю увертюру!
- Простите, маэстро, но едва я поднес трубу к губам, как вбежала пожилая билетерша и стала вырывать ее у меня из рук со словами: "Как тебе не стыдно, мерзавец, ведь дирижирует великий Караян!"
Тосканини спросили, почему в составе его оркестра никогда не было ни одной женщины.
- Видите ли, - ответил маэстро - женщины очень мешают. Если они красивы, то мешают музыкантам, если безобразны, то еще больше мешают мне.
В вене слушалось судебное дело о плагиате - один композитор обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию.
В качестве эксперта пригласили гостившего в Вене Сен-Санса, Когда тот ознакомился с обеими партитурами, судья спросил:
- Итак, господин эксперт, кто же все-таки оказался потерпевшим?
- Жак Оффенбах - ответил Сен-Санс.
НА КОНКУРСЕ
Конкурсант: Не будем судить о моем голосе...
И. Архипова: Верно, на нет и суда нет...
Некий знакомый Джакомо Пуччини - весьма посредственный композитор - язвительно сказал:
- Ты уже стар, Джакомо. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам, и чтобы не опоздать, начну завтра же.
- Что ж, пиши - вздохнул Пуччини - боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освистают!
На репетиции хора Большого Театра присутствовал Г. Свиридов. По окончании репетиции он обратился к хору:
- А теперь, умоляю вас, спойте мне обыкновенное трезвучие, иначе я не смогу сегодня спокойно заснуть!
Заполняя анкету, полученную в 1933 году из Музыкальной палаты Рейха, Рихард Штраусс натолкнулся на следующий вопрос: "Чем еще вы можете доказать Вашу композиторскую специальность? Назовите в качестве поручителей двух известных композиторов. Оставляем за собой право затребовать авторские рукописи поручителей".
Разозленный Штраусс написал: "Моцарт и Вагнер".
После поездки в США Мстислава Ростроповича вызвали в особый отдел министерства культуры и спросили:
- Мстислав Леопольдович, как вы посмели оставить принимающей стороне программу Ваших будущих гастролей, не согласовав ее с нами?
- Да знаете... как-то... а что, нельзя?
- Вы еще спрашиваете! Немедленно напишите новую программу. Здесь же! Сейчас же!
Ростропович сначала растерялся, потом обозлился и написал:
1. Моцарт, концерт для виолончели с оркестром (как известно, Моцарт никогда ничего для виолончели не писал).
2. Беллини, соната для виолончели, флейты и клавесина (аналогично).
3. Риталлани, концерт для виолончели соло (композитора Риталлани история не знает).
Минкульт одобрил выбор маэстро, красиво распечатал список типографским способом и, заверив у министра, отправил в США.
По словам Ростроповича, принимающая сторона чуть не уволила двоих сотрудников за то, что те не смогли отыскать указанное произведение Моцарта даже в Зальцбургском архиве, а генеральный менеджер чуть не сошел с ума, пытаясь вспомнить мелодию сонаты Беллини.